15 октября в Центральной городской библиотеке имени А. Г. Туркина в литературно-эстнтическом клубе “Прикосновение” для членов Верхнеуфалейской МО ВОС Сергеева Галина Михайловна рассказала нам о Николае Константиновиче Рерихе. Это выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие — свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений. Все это, а также архивные фото позволили сохранить память о нем для потомков.
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна считалась домохозяйкой, воспитывала детей. У мальчика были старшая сестра Лидия и два младших брата, Владимир и Борис.
В детстве Николай увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье, заметил, что у ребенка есть талант к рисованию и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.
По окончании гимназии Николай поступил в Императорскую Академию художеств, а параллельно учился на юридическом факультете Петербургского университета. В академии он работал в мастерской именитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время Рерих близко общался с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым.
В 1897 году Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Тогда же молодой художник получил должность помощника директора музея при Императорским обществе поощрения художеств, а параллельно работал в журнале «Искусство и художественная промышленность».
В студенческие годы Николай Константинович ездил в археологические и этнографические экспедиции, а в 1895 году стал членом Русского археологического общества. В этих поездках молодой художник с интересом изучал фольклор, слушал и записывал истории. В дальнейшем Рерих сотрудничал с Археологическим институтом, расположенным в его родном Петербурге. Он участвовал в организации раскопок, в том числе в Псковской, Тверской, Ярославской губерниях.
В 1905 году Николай Константинович стал собирать коллекцию древностей, получившую высокую оценку мирового сообщества. Позднее художник участвовал в раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля древнего Новгорода.
В 1900 году Николай Константинович решил поехать в Париж, там он обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении художник предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы». Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.
Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период он вел активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.
В период Первой мировой войны Николай Константинович из-за болезни легких переехал в Великое княжество Финляндское, после жил в Швеции, Англии и США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. Спустя пять лет в городе стал функционировать Музей Николая Рериха — это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.
Но наибольший след в творчестве живописца оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году Рерих вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни — в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии. Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев. По количеству собранного материала это путешествие можно смело заносить в число крупнейших экспедиций двадцатого века. Длилось оно 39 месяцев — с 1925-го по 1928-ой год.
Самые популярные картины Рериха были созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» — цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 полотен. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.
Велико и литературное наследие Николая Константиновича. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», который впервые был опубликован в Берлине в 1921-м. Затем в Нью-Йорке представили «Адамант», а в Париже — «Пути Благословения». Есть в библиографии Рериха и несколько прозаических книг — «Твердыня Пламенная», «Алтай — Гималаи»,
Но главным литературными изысканиями художника являются книги, посвященные духовному учению агни-йоги, или «живой этики». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. Согласно этому учению, смысл эволюции человечества — духовное просветление и совершенствование.
Увлечение Николая Константиновича эзотерикой вылилось и в проведение спиритических сеансов. Также он осваивал «автоматическое письмо». Будучи в трансе, художник рисовал карандашом портреты духовных наставников — Будды, Аллал-Минга, Лао-цзы.
Личная жизнь художника сложилась счастливо. Знаменательным годом для него стал 1899-ый: Рерих повстречал свою будущую жену Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции, с детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Молодые люди сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году пара поженилась. Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была его надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец — сын Юрий. А в 1904-м родился второй наследник, Святослав.
В своих книгах Рерих называл Елену Ивановну не иначе как вдохновительницей и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь жене, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей художник познакомился с трудами мыслителей Индии.
Сыновья супружеской пары тоже оставили след в истории. Старший стал известным востоковедом, специализировавшимся на культуре Тибета, занимался этнографией и лингвистикой. Младший пошел по стопам отца и стал художником, известным как в России, так и в Индии. Дети Николая Константиновича не оставили после себя потомков.
Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы жизни художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947-го все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерих стала готовиться к отъезду. 13 декабря, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал произведение «Приказ Учителя». Неожиданно его сердце перестало биться, что и стало причиной смерти.
Упокоили душу великого художника по индийскому обычаю: тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации, в долине Кулу, которая условно считается местом, где похоронен Рерих, поставили памятник с надписью: «Великому русскому другу Индии».
Нам на большом телеэкране продемонстрировали несколько картин Н. Рериха. К сожалению, на мероприятии не было тифлокоммментатора, поэтому увидеть смогли не все. В конце мероприятия заведующая многофункциональным залом продемонстрировала нам плоскопечатные книги с картинами Рериха, а так же представила аудиокниги для прослушивания на тифлофлешплеерах. Мы договорились, что на постоянной основе нам будут представлять книги для людей с нарушенным зрением.
Спасибо сотрудникам библиотеки за интересное мероприятие.
Председатель Верхнеуфалейской МО ВОС
Любовь Филоксёнова