Наконец-то, в Верхнеуфалейской МО ВОС начался театральный сезон. С начала года в связи с переездом, всевозможными проблемами и заботами было не до просмотра спектаклей.
28 марта Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова пригласил нас на спектакль “Женитьба” по пьесе Н. Гоголя (режиссер-постановщик Александр Зыков). Мы обратились в Управление культуры Верхнеуфалейского ГО (управляющая — Голубович Ольга Анатольевна), и нам предоставили автобус. Огромное спасибо Ольге Анатольевне, коллективу Управления культуры и городского Дворца культуры! 19 человек с нарушением зрения (в том числе и незрячие) отправились в Челябинск, в театр. Для нас — это почти как Большой театр в Москве.
Несколько лет назад мы ездили на экскурсию по Кировке — видели театр со стороны, а сегодня обошли его со всех сторон, прощупали руками фигуры каслинского литья поэтов и писателей, а также героев их произведений. Тифлокомментаторы помогли нам всё “увидеть” и потрогать. Многие персонажи нам знакомы: сцены из “Бесприданницы”, “Гамлета” и многие другие. Мы даже спорили в определении героев произведений. Помогли разобраться во всём тифлокомментаторы.
Затем нас пригласили в театр. Ранее мы были в театре оперы и балета — там хорошо, а в театре драмы имени Наума Орлова — шикарно! Нам рассказали об убранстве театра: какой пол, стены, перила лестниц, люстры, шторы и прочее… Вся красота чувствуется кожей. Величием и степенством пропитан дух театра. Обслуживающий персонал очень внимательный и гостеприимный — принимали нас как родных людей.
На пятом этаже театра — музей, в котором выставка скульптора Вардкеса Айковича Авакяна. Мы посмотрели, потрогали гранитные скульптуры. В основном — женские обнажённые фигуры, выступающие из гранита. Все были в восторге: насколько красиво и совершенно женское тело. Мы сравнивали гладкость “юной кожи” с твёрдостью и шершавостью натурального гранита. Насколько огромная работа была проделана автором скульптур!
Места нам дали в партере, недалеко от сцены. Тифлокомментатор первой категории Елена Михайлова рассказывала об убранстве зала и сцены. Все движения артистов, перемещения по сцене — всё мы “видели” и понимали, что происходит. Даже чувства на лицах героев нам были озвучены и понятны. Не зря слабовидящие и слепые люди любят ходить в театр на представления с тифлокомментированием. Тифлокомментатор — это глаза незрячего человека.

Мы благодарим от всего сердца Елену Михайлову за прекрасное комментирование. И желаем ей удачи во всех делах и продвижении тифлокомментирования во все сферы жизни незрячих!
После спектакля мы обсудили игру артистов: кому-то приглянулся Яичница — заслуженный артист Челябинской области Владислав Кочанда, кому-то Болтазар Болтазарович — народный артист России Борис Петров, кому-то Агафья — Анастасия Аляева, но все были в восторге от Кочкарёва — Дмитрия Олейникова. Это движущая сила спектакля, живчик, двигатель пьесы. Однако надо отдать должное главному герою спектакля — Подколесину (заслуженный артист России Михаил Гребень). Его трусость и нерешительность возмутили всех! Главный герой вызвал у нас ответную реакцию. Именно для этого идут люди в театр — получить и прожить вместе с артистами эмоцию. Если это получилось, значит, спектакль прошёл на “ура”, а театр получил постоянных зрителей.
Мы, конечно, надеялись, что финал спектакля закончится свадьбой, но всё, как у Гоголя, — никаких изменений. Это классика. Потом мы помечтали: пережили с трудом позор Агафьи и выдали её замуж за молодого, доброго человека, а не за старика, которого сватала Фёкла — Анастасия Пузырёва.
Уважаемые организаторы: Татьяна Денисова, Татьяна Соколова, Елена Михайлова, все, кто помогал нам в организации поездки и просмотра спектакля, — всем огромная благодарность и пожелания крепкого здоровья, удачи во всех делах и понимания близких.
В конце моего поста внесу небольшую ложку дёгтя.
Я — незрячий зритель, везде меня сопровождает собака-проводник. Соответственно, в кино и театр я иду с ним. И ни разу не было никаких проблем. Но в театре драмы мне пришлось оставить своего друга в гардеробе. Мы никогда с ним не расстаёмся. Меня, конечно, сопроводили, но такая разлука — как для собаки, так и для меня — это стрессовая ситуация, чреватая нервными нарушениями. (У собаки случаются судороги.) Я, конечно, сильно переживаю по этому поводу.
И ещё: театр очень красивый! Но люди жаловались на то, что ступеньки в театре все одного цвета — не знаешь, где начинается и где заканчивается ступенька. Поэтому в дальнейшем, чтобы избежать травм от падения на ступеньках, нужен каждому слабовидящему сопровождающий, а это — дополнительные расходы для инвалида. Как вариант: в столице нашей Родины, городе Москве, в некоторых театрах для инвалидов первой группы сопровождающий проходит бесплатно. Так же и в музеях, и других учреждениях культуры.
Челябинским учреждениям культуры есть куда расти, развиваться, неся культуру маломобильным гражданам.
Председатель Верхнеуфалейской МО ВОС
Любовь Филоксёнова